ИРОКО - это священное дерево во всей Африке. Оно принадлежит к виду chlorophora, однако в Бразилии вместо него почитают белый gameleira и фикус doliaria. Для них это необходимая адаптация, как и многие другие
изменения произошедшие в традиции в Бразилии и в Новом Свете.
Дерево ироко является священным и считается живым водун/ориша; однако в Бразилии оно становится священным, когда будут произведены определенные действия, и когда его обвяжут белой тканью, которую они называют ОЯ АЛА.
Само место, где растет ироко считается священным. Оно символизирует ось, центр Вселенной, космический перекресток. Обычно это место внутри дерева, туда и кладут подношения и дары.
Считается, что это место полно духовной силы (Аше) и в этом месте собираются Предки и все водун/ориша.
Приветствуют его словами: Iroko, igi orun! Что означает: Приветствую ироко, дерево духовного мира!
Как я уже сказала, ироко считается священным по всей Африки. В Сьерра-Леоне, в Либерии и Гвинее, в Кот-д'Ивуаре, в Нигерии, Бенине и Того. Многие и многие народы делают подношения этому дереву в виде оби (орехов), риса, хлопка, тканей, различных листьев и т.д.
А древесина этого дерева используется для изготовления различных ритуальных предметов, статуй божеств и священных масок.
Так же ироко используется в медицине (его листья и кора). Используют в вопросах рождаемости (беременность, роды, плодородие в принципе) и общее благосостояние.
Считается, что ироко - дерево общины (кувана, сообщества) и защищает их от эпидемий, несчастных случаев, болезней и всех неудач.
В Бенине (Древняя Дагомея) народность фон почитают ироко за божество, то есть Водун. Его особо почитали в jeje. Имя водун - ЛОКО. И он является одним их главных божеств и очень важных.
Рядом с этим деревом очень часто можно увидеть фетиши других различных водун: Легба, Гу, Дан и Эгунгун (Клюито).
P.S.: на фото изображен ироко в пределах храма питонов Dangbe и Dan.
У народа фон - водун локо - это покровитель всех деревьев. В мифологии это водун-защитник и он оберегает так же любые дома и строения. Некоторые мифы говорят, что он первый сын Мау-Лисса, а другие говорят, что первым все таки был Сакпата. Однако роль этого водун в жизни народа фон огромна и неоспорима.
У народа фон - водун локо - это покровитель всех деревьев. В мифологии это водун-защитник и он оберегает так же любые дома и строения. Некоторые мифы говорят, что он первый сын Мау-Лисса, а другие говорят, что первым все таки был Сакпата. Однако роль этого водун в жизни народа фон огромна и неоспорима.
Ироко, водун Локо тесно связан с культом Фа и есть множество легенд, которые это подтверждают.
Вот одна из них, описанная "Фрэнсис Шапиро и Мэвилл Жан Хэрковиц. Дагомейское повествование: в анализе.
Иллинойс, пресс-Центр Северо-Западного университета, 1958 год, стр. 165-166):
" В древние
времена Локо был всего лишь простым деревом.
Был человек, который сделал мотыги. Его звали Kakpo.
Однажды он пошел в лес, чтобы срезать деревья и собрать дрова.
Он нашел очень хорошее дерево. И собрался срубить его. Но дерево было живым и заговорило.
Итак, Локо сказал: "не срубай меня,ибо ни один человек не может меня срубить!"
Был человек, который сделал мотыги. Его звали Kakpo.
Однажды он пошел в лес, чтобы срезать деревья и собрать дрова.
Он нашел очень хорошее дерево. И собрался срубить его. Но дерево было живым и заговорило.
Итак, Локо сказал: "не срубай меня,ибо ни один человек не может меня срубить!"
На дереве локо жили три водун.
- Dan (тип змеи, известный как oshunmare в йоруба),
- Dan (тип змеи, известный как oshunmare в йоруба),
- dangbe (змея питон, та же mona-mona сопровождающий огуна) и
- tohwiyo (предки) клана (одного из
народов, которые сформировали народность фон )
У Локо было семь маленьких тыкв.
Локо сказал бедному человеку: "Повернись ко мне".
Локо сказал ему: "Если я дам тебе богатство, ты сделаешь то, что я тебе скажу?"
Бедняга ответил: " Да!"
Локо дал ему семь маленьких тыкв.
Локо сказал ему: "Найти тихое-тихое место и разбей их об пол".
Локо сказал: "Если я дам тебе богатство, ты будешь давать мне быка ежегодно!"
Локо сказал: "Если я дам тебе богатство, ты будешь давать мне быка ежегодно!"
То место, где человек сломал первую тыкву, стало священным.
Затем Какпо разбил вторую тыкву, и появилось много домов.
Когда он разбил третью, дома были окружены большими стенами.
Четвертую - появился трон, чтобы удовлетворить потребность короля.
Он разбил пятую и шестую и увидел много людей в домах.
Он разбил седьмую и нашел фа (ифа) и легба (esu) и все, что необходимо для их поклонения.
Тем не менее, Какпо не дал локо быка, который он обещал.
И Локо превратился в мужчину. Он был одет в костюм из рафии (листья пальмы). И он пошел к дворцу Какпо, чтобы попросить воды. Он нашел человека, который был помощником короля и спросил где может найти его хозяина. Но помощник просто ударил Локо кнутом, и Локо был вынужден уйти. Скоро Локо вернулся и во второй раз. Однако его снова побили. Когда Локо вернулся в третий раз, все люди были заняты поклонению королю, и никто не обратил даже внимания на него.
И тогда Локо начал петь песню:
Давайте, танцоры, один за другим танцуйте для меня.
Давайте, танцоры, один за другим танцуйте для меня.
Вы, танцоры, должны лучше танцевать.
Локо пел и пел, и не останавливался.
И пока он пел, исчезли все люди. Исчезли стены. Не было больше домов. И Какпо снова стал бедным. Локо оставил ему только белье в качестве одежды и вернулся в мир духа.
"Фа вернулся в царство жизни" (царство жизни у йоруба это Иле Ифе).
Бедняга Какпо снова стал искать Локо и нашел его.
Он упал на колени и поклонился Локо, что все его лицо исчезло в пыли.
Он молился, он умолял Локо простить его и сказал: "Я дам тебе быка, которого тебе обещал!"
Но Локо отказался.
И вот почему, как считается, среди темнокожих так много бедных. "
А ВООБЩЕ ЭТОТ МИФ ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЕН В ТОМ ПЛАНЕ, ЧТО НУЖНО ДЕРЖАТЬ СВОИ ОБЕЩАНИЯ ПЕРЕД ВОДУН. ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ, НО ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЫПОЛНИТЕ СВОЮ ЧАСТЬ ДОГОВОРА, ЗАБЕРУТ ВСЕ, ЧТО ВАМ ДАЛИ И ОСТАВЯТ ВАС НИ С ЧЕМ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий